Меню

Воланд

Воланд, персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. В самом начале романа он вводит евангельскую тему, рассказывая о допросе Иешуа Пилатом. Воланд определяет ход действия московских сцен, в которых он со своей свитой оказывается в обличье современников. Нечистая сила в "Мастере и Маргарите" не без юмора обнажает перед нами людские пороки. Тут и черт Коровьев - спившийся регент- забулдыга. Тут и кот Бегемот, очень похожий на человека и временами сам обращающийся в человека, чрезвычайно похожего на кота. Тут и хулиган Азазелло с безобразным клыком. Но Воланда авторская ирония не касается ни разу. Даже в весьма затрапезном виде, в каком он предстает на балу, сатана не вызывает улыбки. Воланд олицетворяет вечность. Он - то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

Коровьев

Коровьев- первый помощник Воланда. У Булгакова Коровьев - это еще и рыцарь Фагот, обретающий свое рыцарское обличье в сцене последнего полета.Для окружения Воланда - Фагот, а в другом (для общения с людьми) - Коровьев, а в истинном рыцарском своем "вечном обличье" имени полностью лишен.С момента своего появления в романе и до последней главы, где он превращается в темно-фиолетового рыцаря, Фагот (Коровьев) одет удивительно безвкусно, по-клоунски. На нем клетчатый кургузый пиджачок и клетчатые брючки, на маленькой головке жокейский картузик, на носу треснувшее пенсне, "которое давно пора бы выбросить на помойку". Только на балу у сатаны он появляется во фраке с моноклем, но "правда, тоже треснувшем".

Азазелло

Имя другого подручного Воланда - Азазелло пришло в роман из Ветхого Завета. Оно произошло от имени Азазел. Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.Булгаковский Азазелло, как и "ветхозаветовский" отличается крайней воинственностью. Он перебрасывает Лиходеева из Москвы в Ялту, выгоняет из "нехорошей квартиры" Берлиоза, убивает из револьвера предателя Майгеля. Азазелло дарит Маргарите волшебный крем. Этот крем не только делает ее невидимой и способной летать, но и наделяет возлюбленную Мастера красотой. В окончательном тексте "Мастера и Маргариты" в сцене последнего полета Азазелло обретает свой истинный облик. Он - "демон безводной пустыни, демон-убийца".

Кот Бегемот

Имя еще одного подручного сатаны - веселого шута Кота-оборотня Бегемота пришло в роман из книги Еноха. Источником для этого персонажа послужила книга М.А.Орлова "История сношений человека с дьяволом". Выписки из этой книги сохранились в архиве писателя, а в редакции 1929 г. портрет Бегемота был очень сходен с соответствующим местом в работе Орлова.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда и необычайное обжорство Бегемота. Он без разбора заглатывает все съестное.

В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите .

Геллa

Имя последнего члена свиты Воланда - вампира Геллы- Булгаков взял из статьи "Чародейство" Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона. Этим именем называли безвременно погибших девушек, ставших вампирами.

Гелла единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Не исключено, что Булгаков сознательно убрал ее как самого младшего члена свиты, исполнявшего только вспомогательные функции. Вампиры - это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же "Гелле не в кого было превращаться в последнем полете, она ведь, обратившись в вампира (ожившего мертвеца), сохранила свой первоначальный облик. Когда ночь "разоблачала все обманы", Гелла могла только снова стать мертвой девушкой. Возможно также, что отсутствие Геллы означает ее немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончательной миссии Воланда и его спутников в Москве.

Хостинг от uCoz